Рекомендации педагогов

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЕНКОМ

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ


март                     Весна. Признаки весны. Птицы прилетели.

1. Отгадай загадку: Снег чернеет на полянке, с каждым днем теплей погода.

                                      Время класть в кладовку санки. Это, что за время года?

2. Понаблюдайте с ребенком за первыми признаками весны, вспомните понятия капель, проталины, ледоход, перелетные птицы.

3. Познакомить с перелетными птицами грач, скворец, ласточка, аист, журавль, лебедь, кукушка, соловей.

4. «Посчитай до 5» (согласование числительных с существительными): один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей (и других перелетных птиц).

5. Теремкова Н. Э., альбом 3, стр. 18, задания 1,5,6,8,9; стр. 13, задания 1,2,5,10.

с 12 по 25 февраля                          Транспорт. День защитника Отечества.

1. Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта; познакомить его с такими видами транспорта, как на­земный, воздушный, водный; побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и улич­ном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

2. Теремкова Н. Э., альбом 3, стр. 27, задания 1,2,3,4,5,6,7,8.

3. Рассказать ребенку о празднике «День защитника Отечества» (кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день). Провести с ребенком  беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного от­ношения к Армии и защитникам Отечества.

4. Познакомить ребенка с некоторыми видами военной тех­ники и родами войск.

Формирование элементарных математических представлений

  1. Счет и цифры до 8.

Развитие речевого восприятия

1. Согласный звук «т» может быть твердым или мягким. Определи, звук «т» или «ть» в словах: зонт, зонтик, танк, Тимур, куст, кустик, ствол, стебель.

 

********************************************************************************************

с 5  по 11 февраля                            Части тела и лица. Предметы гигиены.

  1. Уточнить названия частей тела (затылок, лоб, виски, подбородок, плечо, локоть, носок, пятка, колено, ступня, грудь и т.д.). Вспомнить, а что у человека «по два» (два глаза, два уха и т.д.)
  2. Игра-упражнение: Достать правой рукой левое ухо. Наклониться, коснуться левой рукой правого колена и др.
  3. «Что лишнее и почему?» Нога, колено, тапок, пятка.  Лоб, глаза, щёки, мыло.
  4. Игра «Один – два – много»: рука – две руки, много рук; палец – два пальца, много пальцев; ухо – …; пятка – …; кулак – …; зуб – …; рот – …; язык – …
  5. Теремкова Н. Э., альбом 1, стр. 34, задания 1,2,3,4,5,6,10.

Формирование элементарных математических представлений

1. Счет и цифры до 7.

2. Дни недели.

Развитие речевого восприятия

1.  Запомни: звук «т» согласный – воздушная струя встречает преграду.

2. Повтори: та-та-та – я везу кота; ту-ту-ту – помоги коту; ты-ты-ты – сметану съели всю коты; ты-ты-ты — я люблю цветы; то-то-то – я иду в пальто; от-от-от – летит в небе самолет.   

3. Найди место звука «т» в словах: каток, рот, творог.

 

******************************************************************************************

с 22 января по 4 февраля            Домашние птицы.

  1. Какую пользу для человека приносят домашние птицы (яйцо, перо, мясо), чем питаются, как человек ухаживает за ними? Расспросите ребенка о строении тела птицы (голова, хвост, туловище, лапы, ласты, клюв, шпоры, гребешок, бородка).
  2. Игра «Кто лишний и почему, что общего?»: цыпленок, ягненок, утенок, гусенок.
  3. Игра «Один – много»: у курицы – цыпленок, цыплята; у утки –…; у гусыни – …; у индюшки – …
  4. «Кто как передвигается?» Утка (что делает?) — плавает, ходит, летает. Индюк (что делает?) — … Курица (что делает?) — … Гусь (что делает?) — …                   Почему курица, петух, индюк не умеют плавать?  
  5. «Кто как разговаривает?»: утка крякает, индюк болбочет, гусь – …, петух – …, курица – …
  6. Игра «Птенец – мама – папа» ( у цыпленка – мама курица, папа – петух; у гусенка – …; у утенка – …; у индюшонка – …)
  7. Теремкова Н. Э., альбом 3, стр. 9, задания 1,2,3,4,5,6,7.

Развитие речевого восприятия

1. Произнести перед зеркалом несколько раз звук «т (воздушная струя встречает преграду, значит звук «т» согласный).

2. «Где прячется звук «т»? (в начале или конце слова): такси, кот, самолет, тополь, пилот, танец, енот, бегемот

3. «Повтори, не ошибись»: ат-от-ут, ты-то-та, ту-та-ты-то, ток-топ — тот.

*******************************************************************************************

с 15 по 21 января                        Домашние животные.

  1. Назвать домашних животных. Почему их называют домашними? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, они приносят человеку пользу). Знать, какую пользу приносит каждое домашнее животное.
  2. Игра «Кто лишний и почему?»: собака, коза, лось, корова.
  3. Игра «Кто у кого?» У собаки – щенок, щенята. У кошки – котёнок, котята. У коровы… У овцы  … У свиньи … У лошади… У козы …
  4. «Кто чем питается?» Лошадь питается овсом, травой. (Кошка, собака, корова, свинья).
  5. Упр. «Договори и повтори»: Котенок лакает, а котята … (лакают). Теленок мычит, а телята …  Щенок бежит, а щенки …  Козленок скачет, а козлята …  Поросенок хрюкает, а поросята… Ягненок жуёт, а ягнята … Жеребенок прыгает, а жеребята…
  6. Теремкова Н. Э., альбом 3, стр. 5, задания 3,4,6,7,8,9.

Формирование элементарных математических представлений

  1.  Знак «» означает: ушли, убежали, улетели, убрали, отняли…
  2. Число и цифра означает: ничего, нисколько, ни одного.
  3. Найти и назвать предметы в комнате, которые похожи на геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Развитие речевого восприятия

1. Повторите, что  звуки а, у, о, и – гласные.

2. Попросите ребенка назвать первый и последний звук в слове: окна, игра, уха, арка, изба, утка;

3«Повтори – не ошибись»: у-и-а-о, и-а-у-о, а-о-у-и, а-у-о-у.

 ***************************************************************************************                                                                                                                              

с 9 по 14 января                            Дикие животные.

  1. Попросите ребенка назвать диких животных (зверей) наших лесов. Почему они так называются? (живут в лесу и сами добывают пищу)
  2. Игра «Кто лишний?»: волк, собака, лиса, заяц;  лиса, волк, овца, белка.
  3. Игра «Один – много»: ёж – много ежей, белка – много белок,  медведь –  …, лиса – …, волк – …, заяц – …, лось – …, кабан –  …
  4. Игра «Чей дом?» (попросите ребенка закончить предложение, а затем повторить его полностью): К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает… (берлогу). Белка ищет… (дупло). Лиса роет… (нору).  Волк устраивает… (логово). Берлога — дом… (медведя). Дупло — дом… (белки). Нора — дом… (лисы). Логово— дом… (волка).
  5. Игра «Кто у кого?» У лисы – лисенок, лисята. У медведицы, у волчицы, у зайчихи, у бельчихи.
  6. Теремкова Н. Э., альбом 3, стр. 1, задания 6,7,8.9.

Формирование элементарных математических представлений

  1. Счет и цифры до 6.

Развитие речевого восприятия

  1. Произнести перед зеркалом звук «о», какое положение занимают губы (вытянуты вперед овалом).  Напомните ребенку, звук «о» гласный, потому что воздушная струя идет свободно и не встречает преграды.
  2. Определить, где слышится звук «о»: в начале или конце слова? (осы, обруч, кино, отдых, пальто, осень, перо).
  3. «Повтори – не ошибись»: ток-кот-тот; сом-дом-том; сток-стук-сток.

 

****************************************************************************************************

с 18 по 24 декабря                      Встречаем Новый год.

  1. Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся к Новому году?
  2. Игра «Какой, какая, какие?» Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник (какой?) … Ёлочные игрушки (какие?) … Дед Мороз (какой?) … Снегурочка (какая?) … Ребята (какие?) … Подарки (какие?) …
  3. «Что будем делать на празднике в детском саду?» (слова-действия): танцевать, веселиться, радоваться, играть, петь, читать стихи, получать подарки и т.д.
  4. Перескажи рассказ: Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес подарки. Всем было весело.

Формирование элементарных математических представлений

  1. Игра: «Больше – меньше – поровну»: закреплять умение сравнивать предметы по количеству до 6   (положите перед ребенком 3 карандаша слева и 4 карандаша справа, попросите посчитать и сравнить).
  2. Выкладывать по памяти цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 из мелких пуговиц или крупы.

Развитие речевого восприятия

  1. Произнести перед зеркалом звукосочетание «иуа»; сколько всего звуков, какой звук первый, какой второй, какой третий? Какие это звуки? (гласные). Почему это гласные звуки?
  2. «Повтори – не ошибись»: ни-ти-ви; кум-ким-кам; даст-лист-дуст; твист-куст-квас.
  3. Подбери три слова со звуком «у» в начале – ухо, улица, утка; три слова со звуком «и» в начале – …; три слова со звуком «а» в начале – …

 

***************************************************************************************************************

с 4 по 10 декабря                      Зимующие птицы.

  1. Объясните ребёнку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Рассмотрите вместе с ребёнком изображения вороны, воробья, голубя, дятла, синицы, сороки, снегиря (особенности внешнего вида). Расскажите о том, что есть птицы, которые зимуют в лесу (лесные зимующие птицы): сова, дятел, клёст. И городские зимующие птицы: воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь.  Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.
  2. Кто лишний, почему? (воробей, сорока, ласточка, синица), (дятел, воробей, голубь, ворона).
  3. Теремкова Н. Э., альбом 2, стр. 26, задания 1,2,3,4,5,6,7.

Формирование элементарных математических представлений

  1. Счет и цифры до 6.
  2. Порядковый счет. Выложите в ряд 6 карандашей: покажи третий карандаш, покажи первый, четвертый, второй, шестой, пятый.

Развитие речевого восприятия

  1. Произнести перед зеркалом звук «и» (губы в улыбке, воздушная струя идет свободно и не встречает преграду, значит звук «и» — гласный); какие ещё знаешь гласные звуки? («а», «у»).
  2. «Повтори–не ошибись»: ни – ни – ти;  ми – ки – ти; ви – ти – пи; кит – ист – лист.

 

*************************************************************************************************************

с 27 ноября по 3 декабря         Зима. Признаки зимы.

  1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например: — Какое сейчас время года? (Сейчас зима). — Почему ты так думаешь?  (На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, реки покрыты льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки и др.)
  2. «Подбери слово»: зима (какая?)  – холодная, морозная, снежная, долгая … ; снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный…;  снежинки (какие?) — белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие, нежные…; лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый, скользкий…
  1. «Скажи наоборот»: Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом день длинный, а зимой — … Весной лед на реке тонкий, а зимой — … Снег мягкий, а лед… — …
  2. Теремкова Н. Э., альбом 2, стр. 20, задания 5,9,10,11,12,13,14.

Формирование элементарных математических представлений

  1. Число 6. Состав числа 6 (выкладывать любые предметы): к 1 добавить 5; к 2 добавить 4 и т. д.
  2. Прописать в тетради цифру 6.

Развитие речевого восприятия

  1. Подбери слова, которые начинаются на звук а.
  2. Подбери слова, которые начинаются на звук у.